История аэропорта г.Пензы

9 февраля 1923г. стало официальной датой образования гражданской авиации, как самостоятельной отрасли народного хозяйства России. В этот день Советом труда и обороны было вынесено историческое решение следующего содержания : «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление Воздушного флота и об организации Совета по граж­данской авиации.»

Решение было принято не надуманно и не случайно. С самого начала 20-го столетия сторонники развития авиации в России делали все, чтобы авиация зародилась и существовала. Авиация нашла свое применение уже в годы  Отечественной войны в 1914г. А с начала 20-х годов авиация начала применяться и в народ­ном хозяйстве. Самолеты использовались как средства оперативной связи и перевозки срочной правительственной почты. Одной из первых регулярных воздушных линий была линия Москва — Н.Новгород, открытая 25 августа 1922г.

Но чтобы построить аэрофлот после дня его рождения от 9 февраля 1923г. советским людям нужно было очень много сделать. В марте 1923 г. создается Всероссийское акционерное общество «Добролет», которое должно заниматься коммерческой эксплуатацией Воздушных линий. Затем образуется добровольная организация Российского общества друзей Воздушного флота, коротко ОДВФ. По всей стране стали возникать ячейки ОДВФ, призванные содействовать самолетостроению, распро­странению авиационных знаний, привлечению молодежи к освоению самолетной техники. По стране разнесся клич : «Советский народ — строй Воздушный флот». Организация ОДВФ была создана и в Пензе. 30 декабря 1924 г. в помещении Дворца труда (позже он стал Дворцом пионеров) шла регистрация делегатов II губернского съезда общества друзей Воздушного флота. Делегаты представляли и промышленные предприятия и учебные заведения, например были участники от учреждения «Пензалес»,  Горфинотдел и так далее.

По-боевому звучали на всю губернию призывы съезда : «Даешь мотор! Овладеем авиакультурой». Мечта многих молодых пензенцев об авиации вскоре смогла сбыться в родном городе.

1 июля 1928 г. инструктор малого управления ГВФ Носов объявил перед строем курсантов об открытии в Пензе первой в СССР школы ГА. Шефом молодого учебного заведения стала Борисоглебская военная школа летчиков(Воронежской обл.). Оттуда приехали инструкторы и прибыли самолеты. Первый набор курсантов состоял из 24 чел.

Первая школа летчиков ГВФ находилась на окраине города, где теперь находится железнодорожная станция Пенза-III.

В 1930г. Пензенская школа ГА была переведена в Ульяновск, а на ее месте был организован Аэроклуб, который успешно действовал и также выпустил немало отличных пилотов, планеристов и парашютистов. Одновременно в 1930г. Всероссийское общество «Добролет» на Пензе-III открыл Пензенский аэропорт московских воздушных линий. Первую посадку в Пензенском аэропорту совершил пилот Бабушкин с бортмехаником Роговым на самолете К-4 во время перелета по авиалинии Москва — Ташкент.

Год от года увеличивалось использование Пензенского аэропорта на союзных линиях. Пенза была одним из пунктов многочисленных агитационных перелетов тех лет. А с 5 мая 1934г. через Пензу начались регулярные почтовые рейсы по линии Москва — Саратов и Москва — Куйбышев. Развитие авиации и аэроклуба вызвали необходимость создания нового аэропорта с большой территорией.

В августе 1934г. в Терновке был открыт новый аэропорт, однако в течение ряда лет действовал и старый на станции Пенза-III.

Аэропорт в Терновке работал только в дневное время, движение самолетов было редким. Штат составляли 20 человек, в числе которых были авиатехники, работники службы связи и другие.

В годы войны 1941-1945 гг. хотя Пенза и оставалась тылом, вся работа в городе перестроилась на военный лад. На фронт вылетела вся седьмая эскадрилья на самолетах ПО-2. За мужество и отвагу , проявленные в годы войны , пензенские авиаторы были награждены правительственными наградами, некоторые получили звания Героя Советского Союза.

Пенза продолжала оставаться одним из учебных центров. Здесь находились курсы усовершенствования летного состава , действовала летно-испытательная станция. Через пензенский Аэропорт с посадкой проходили самолеты, летавшие на фронт. Аэрофлот не мог обойтись без дополнительных служб, кроме летного состава. С 1942 года стали развиваться наземные службы — это службы связи , ГСМ, электрообеспечения обслуживания самолетов. 7 апреля 1944 года, когда до окончания войны оставалось чуть больше года , был опубликован приказ начальника Главного управления ГВФ «О разработке перехода ГВФ на мирные рельсы и использовании материальной части и кадров военной авиации для работ в ГВФ в послевоенный период».

Уже с первых послевоенных дней 1945 года пензенские авиаторы, состоявшие в основном из бывших фронтовиков, активно включились в реальное выполнение пятилетних планов. Стояла главная задача -повысить роль воздушного транспорта в общей транспортной системе страны, особенно в плане перевозки пассажиров и почты. Кроме этого авиация использовалась в санитарных целях и по спецприменению.

С мая 1947 года Пензенский аэропорт начал расширяться в количественном и качественном составе. Образовался 235 авиаотряд, состоящий из трех звеньев и трех направлений: санитарного, почтового и пассажирского. Увеличилось количество летного состава, техников по обслуживанию самолетов и других работников. Относительный рост позволил более четко обслуживать перевозки, в особенности почтовые. Четыре кольца : Земетчинское, Сосновоборское, Кузнечное, Чембарское охватывали практически всю территорию области по регулярной доставке почты.

С 1948 года стали развиваться и транзитные пассажирские перевозки. Регулярные воздушные сообщения соединили Пензу с большими промышленными городами — Москвой, Куйбышевым, Саратовом и другими.

Но при этом существовала большая проблема — в аэропорту не было промышленной электроэнергии и полеты проводились только в дневное время и при хорошей погоде. Электричество подавалось с помощью электростанций Нефтянка только для радиоцентра, чтобы обеспечивать работу приводного радиомаяка, пеленгатора , нескольких передатчиков и для условно называемого КДП, чтобы обеспечивать работу радиостанций при связи д самолетами.

Снова встал вопрос о реконструкции аэропорта. В начале 50х годов стали подводить высоковольтную линию электропередач, строить склад ГСМ, укатывать и оснащать грунтовую взлетно-посадочную полосу сигнальными огнями. Первый ночной полет на самолете ЛИ-2 совершил опытный летчик, ставший впоследствии заслуженным летчиком и Героем Социалистического труда — Б.А. Анопов, который и сделал заключение -«Все нормально, связь на высоте, в общем в Пензу ночью можно летать.».

Дальнейшее укрупнение у Пензенских авиаторов произошло в 1954 г., когда в марте был создан 187 авиаотряд в который входили Саранская и Балашовская авиаэскадрильи. Командиром авиаотряда был назначен Афанасий Денисович Галяткин. А с 10 ноября 1954г. Пензенский аэропорт и 187 авиаотряд с Центрального района ГВФ (Московская зона) были переданы Приволжскому территориальному управлению ГВФ.

С 1955г. на смену самолетам ПО-2 в Пензу стали поступать современные по тому времени АН-2.

С 1956 года был введен в строй обзорный радиолокатор типа «Ромашка». На взлетно-посадочной полосе, пока еще грунтовой, заработали с двух направлений курсовые и глиссадные радиомаяки, задействовала система посадки ОСП с ближними и дальними приводными радиостанциями. Был полностью переоснащен передающий радиоцентр, появились новые передающие устройства и радиостанции.

Аэропорт принимал самолеты в любое время суток и в сложных метеоусловиях. Объем работы резко возрос. В 1960 году было отправлено 77,5 тысяч пассажиров, перевезено 293 тонны почты и около 2 тысяч тонн грузов. Это было большое достижение на уровне 60 годов.

В марте 1963 года заработал новый комфортабельный по тому времени Аэровокзал, а в 1971 году сдали в эксплуатацию искусственную полосу, вокруг которой были построены радиотехнические объекты. На новой полосе стали садиться ТУ-124, АН-10, ИЛ-118, АН-12, ЯК-40, Ан-24. Пензенские экипажи стали летать не только в Москву, но и в Ленинград, Сочи, Свердловск, Керчь, Иваново, Харьков, Днепропетровск, Симферополь, Минводы, Ригу, Львов, Минск.  Для пассажиров была построена гостиница, для командного состава административное здание.

 

В 1992 – 1998 гг. из Пензы выполнялись чартерные международные рейсы: грузовые на Ан-12 и Ан-26, пассажирские на Ан-24 (в сентябре 1994 г. Было сделано два рейса в Стамбул).

В июне –июле 2002 г. при поддержке Правительства Пензенской области были проведены работы по восстановлению аэропортового комплекса и возобновлению регулярных пассажирских авиарейсов. 27 июля 2002 г. рейсом Саранск-Пенза-Сочи воздушные ворота города вновь открылись. С 2003 года стали выполняться регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Саратов, на Южные направления.

Удобное географическое расположение (на трансазиатской международной воздушной трассе) и благоприятная метеорологическая обстановка (лучшая в Поволжье) позволяют Аэропорту быть включенным в перечень строящихся объектов Федерального значения с финансированием их из федерального бюджета.

На сегодняшний день аэропорт г. Пензы включен в перечень аэропортов России, объекты которого подлежат вводу в эксплуатацию в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России».

Действующим директором Пензенского филиала ГУДП «Аэронавигация Центральной Волги» и ГБУ ПО Аэропорт г. Пензы является Юрий Иванович Осколков.

В данный момент планируется строительство нового современного аэровокзала.

 

Следите за последними новостями
Все новости →